Насос-форсунка — устройство, принцип работы и ремонт
Насос-форсунка — гибридная система подачи топлива, соединившая в одном агрегате насос высокого давления и устройство впрыска.
Насос-форсунки расположены в головке блока цилиндров. Каждый цилиндр в системе оснащен персональной насос-форсункой.
Устройство насос-форсунки дизельного двигателя
Плунжер создает необходимое давление внутри инжектора. Специальные кулачки распределительного вала приводят плунжер в действие, воздействуя на него в определенные моменты времени.
Клапан управления отрывается и закрывается при движении плунжера, пропуская топливо из топливной магистрали в камеру высокого давления. Главной деталью клапана является игла распылителя, которая плотно прижимается пружиной распылителя отвечает за быстродействие всей системы.
Принцип работы топливных насос-форсунок
Давление в форсунке создается с помощью плунжера, под контролем электронного блока управления, который находится на корпусе насос-форсунки. Клапаны управления бывают электромагнитные и пьезоэлектрические. Пьезоэлектрические форсунки срабатывают в 4 раза быстрее, чем устройства с электромагнитным клапаном, и не допускают образования излишков топлива. Количество подаваемого топлива может достигать 10 порций за один такт, которые распределяются на три фазы:
- Предварительный впрыск. Когда плунжер двигается вниз под действием специальных кулачков распределительного вала, топливно-воздушная смесь попадает в каналы форсунки, когда клапан закрывается горючее перестает поступать. Когда давление смеси достигает 13 мПа, распылитель преодолевает усилие пружины и подает горючую смесь в камеру сгорания. Предварительный впрыск помогает достигнуть плавного сгорания смеси на следующем этапе.
- Основной впрыск. Плунжер опускается вниз, клапан управления закрывается и давление топлива увеличивается до 30 мПа. Распылитель пересиливает действие пружины и поднимается вверх. Горючее подается в камеру сгорания под большим напором, поэтому сжимается и сгорает эффективнее. Каждый раз сжатие сопровождается увеличением давления до максимального 220 мПа. Основной впрыск служит для качественного образования смеси горючего на разных режимах работы двигателя.
- Дополнительный впрыск осуществляется при движении плунжера вниз для очистки сажевого фильтра от накопленной копоти.
Ремонт дизельных насос-форсунок
При нарушении нормальной работы иглы форсунки, система не закрывается вовремя и подача топлива не осуществляется в положенное время. Инжектор не справляется со своей задачей, двигатель работает резко и подаваемые на него нагрузки могут вывести его из строя. Чаще всего в форсунках засоряется распылитель, стираются резиновые прокладки.
Внимание! Подбирая ремонтный комплект для насос-форсунки, приобретайте детали одного производителя, соблюдая марку и модель. Использование прокладок, которые предназначены для форсунки другой марки, приведет к некорректной работе инжектора.
Любой ремонт форсунок или их полная замена требует начинается с демонтажа старых насос-форсунок.
Порядок действий при замене насос-форсунок
- Сбросьте давление в топливной системе.
- Открутите крепления с трубок высокого давления и снимите их.
Важно! Пометьте, где стояла каждая трубка. Чтобы не запутаться во время установки форсунок обратно.
- Используя удлиненные торцевые головки, отверните насос-форсунки.
- Аккуратно покачайте инжектор в стороны, чтобы сохранить резьбу.
- Осторожно удалите с форсунок уплотнительные шайбы. Нельзя выдалбливать их зубилом!
- С помощью накидного ключа разберите распылитель.
- Открутите и очистите накидную гайку.
- Вытащите промежуточный корпус.
- Очистите все металлические детали устройства.
- Установите новый распылитель, если требуется. Закрутите накидную гайку.
- Замените уплотнительные кольца и все детали из ремонтного комплекта.
- Убедитесь, что все детали находятся на месте и в должном состоянии и установите восстановленную или новую форсунку на место.
Внимание! Запрещено ставить форсунки без уплотнительных шайб. Кроме уплотнения и герметизации, они выполняют теплоотводящую функцию. Без них система перегреется и выйдет из строя. - С небольшим усилием руками вкрутите форсунку на место. Если форсунка не вкручивается, прочистите резьбу.
- Присоедините трубки высокого давления на свои места и закрепите их зажимами.
- Выверните рукоятку ручной подкачки топлива и прокачайте до того момента, пока она не станет ходить туго. Заверните ее. Давление в системе создано, запустите двигатель.